Пещеры:

Спортивно-техническое описание п. Физтеховской

Спортивно-техническое описание п. Одалиска

СПОРТИВНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ТРАВЕРСА ОДАЛИСКА-РОСТОВСКАЯ
Составил: Маслов Д., СК "Барьер", 2000 г.

Источник: Отчёт о спелеопоходе с.к."Барьер " летом 2000 г. (июль-август) на Загедан. Рук. Лавров С.

Взято с сайта СК "Барьер"

Вывалившись из хода "Белой Розы" (К11 и У6, там сверху неслабо капает), попадаешь в "Чёрный" меандр. Поперёк заклинены несколько больших глыб, рядом с ними на левой (по ходу движения) стенке - старый (99-го года) пикет "017". Там же вверх уходит рыбацкий фал (конец 7-8 м, стационарно).

Cпустившись по нему немного вниз, можно (его чуть-чуть не хватает, нужно выстегнуться в распоре) слезть на дно "Чёрного" меандра. По торцевой стенке бежит вода и уходит ручейком по дну. Далее по широкой части меандра идёшь вперед, стараясь забирать как можно выше, под самый потолок. Там есть несколько довольно узких мест (в основном над заклиненными глыбами), но они легко проходятся "вползанием". Из стены появляется вода, в том месте ниже по стене - мощный натёчный слой бело-молочного цвета. Если идти под самым потолком, то вода обходится сверху, т.о. не мокнешь, ради чего и стоило лезть как можно выше. Пролезаешь под потолком над (еще одной) заклиненной глыбой и спускаешься буквально на 1-2 м вниз. В этом месте вправо уходит довольно узкий ход, внутри него за ЕО крепилось начало перил. Ход недлинный, всего 3-4 метра. На выходе можно встать в распоре над колодцем (глубина 8-10 м). Из левой стены торчит массивная ЕО, надежность которой можно поставить под сомнение. На неё из хода были перила и далее - отвес. Внизу на дне колодца - мелкие ванночки с водой. Далее однозначно по ходу (северо-запад по топосъёмке) - чуть вниз, страхуясь за ту же верёвку. На стенах много красивостей, немного узковато. Все это дело вываливается уступом 6-7 м в "Тройной колодец" п. "Ростовская". Над этим уступом неплохо бы забить точку опоры, чтобы не травмировать верёвку на перегибе хода с красивостями. Внизу кроме выхода в "Тройной" вправо-вниз уходит крупный вертикальный ход, чуть ниже - узкая меандровая щель (ход "Володи"?). Чтобы в конечном итоге попасть в "Тройной": вылазишь несколько метров влево-вверх скальником и попадаешь на полочку, справа на стене забит спит и немного выше него пикет "053" 99-го года. От верхнего конца перил до этой точки был использован конец 31 м.

Если не лезть в ход направо, а идти по "Чёрному" меандру дальше, то тоже возможно выйти в "Тройной". Отвес там будет поменьше, но довольно неудобный подход в широком распоре, изобилие ЕО. Может быть, можно пролезть без верёвки по самому дну меандра. Кроме того, есть несколько мелких ответвлений.

Если же от глыбы около пикета "017" подняться по рыбацкому фалу наверх, то попадаешь в широкую глиняную галерею. Там два явных направления: восходящий ход затыкается, а нисходящий вываливается опять же в "Ростовскую" возле "Душа". Более подробно: от верхнего конца рыбацкого фала по пушистой глине чуть вверх, пролезаешь в глиняное окно под глыбой ("Перевал"). Вокруг этой глыбы был завязан огромный булинь - начало перил. Далее на правой стенке - большой сталагмит, который был использован в качестве ЕО. От него вниз по ходу. Слышно капанье воды в "Душе". В общем-то, там везде возможно аккуратное передвижение без верёвки, но лучше страховаться. От "Перевала" до "Душа" был использован конец 39 м (его чуть-чуть не хватило).

Примечания

ЕО - естественная опора;

ход "Белой Розы", К11, У6 - объекты в п. Одалиска;

"Тpойной" колодец, "Душ" - объекты в п. Ростовская;

"Чёрный" меандр, "Перевал" - названия, присвоенные на траверсе.